Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

UT Investments
Содержание

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!Описать задание

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

Сущность и принципы регулирования

Регулирование рынка ценных бумаг имеет большое значение для эффективного развития сферы и ее нормального функционирования в рамках закона. Государство старается упорядочить деятельность участников рынка и процедуру проведения сделок, обезопасить.

Основные цели государственного регулирования:

  • Защита всех участников рынка от мошенничества и недобросовестных действий кого бы то ни было.
  • Поддержание порядка в сфере, создание оптимальных условий работы.
  • Защита прав/интересов инвесторов (на базе действующего законодательства).
  • Обеспечение условий для максимально прозрачного и свободного процесса образований цен под влиянием спроса/предложения.
  • Развитие эффективного рынка, который стимулирует предпринимательскую деятельность.
  • Внедрение разнообразных рыночных инноваций.


Основные принципы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Использование процедур открытия данных про участников рынка (крупных инвесторов, эмитентов, трейдеров), создание информационной системы про состояние рынка, гарантия ее открытости и доступности.
  2. Регулирование отношений эмитент/инвестор между собой и с участниками рынка. Речь идет об отношениях между владельцами ценных бумаг и обязанными лицами, про отношения между всеми в момент заключения сделки.
  3. Обеспечение конкуренции в качестве механизма объективного улучшения качества услуг, уменьшения их стоимости, способствование созданию равных комфортных даже конкурентных условий для работы.
  4. Эффективное распределение функций регулирования рынка наиболее оптимальным способом между органами управления государственного/негосударственного подчинения, развитие саморегулирования в сфере, взаимодействие саморегулируемых организаций с госорганами управления, власти.

Государственное регулирование и саморегулируемые организации

Успешное развитие и функционирование рассматриваемого рынка в Российской Федерации во многом зависит от степени и особенностей участия в нем государства.


Основные задачи, которые должно выполнять государство как регулятор:

  • Работа над законодательной базой.
  • Развитие инфраструктуры.
  • Создание системы информации касательно состояния рынка, обеспечение ее открытости.
  • Работа над системой защиты инвесторов (страхование).
  • Способствование развитию рынка ценных бумаг государственного типа.
  • Установка обязательных требований к работе профессиональных участников рынка, лицензирование.
  • Пресечение деятельности лиц, работающих на рынке без лицензии.
  • Формирование системы защиты прав собственников ценных бумаг, тщательный контроль за соблюдением прав инвесторов со стороны эмитентов, других участников.

Государство имеет право осуществлять прямое вмешательство в работу рынка ценных бумаг через уполномоченные органы. Основные государственные органы регулирования рынка: Правительство и Министерство финансов РФ, недавно сформированная Служба Центрального Банка РФ, ФСФР (до недавнего времени).

Правительство РФ осуществляет законопроектную деятельность, готовит проекты указов и разного типа распоряжений Президента, федеральных законов.

Таким образом формируется общее направление деятельности, утверждается концепция развития рынка, ведется инвестиционная политика, решаются вопросы покупки государством ценных бумаг.

Министерство финансов осуществляет контроль и имеет такие полномочия:

  • Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме акций чековых инвестфондов, банков).
  • Ведение Единого государственного реестра всего объема ценных бумаг, зарегистрированных в РФ, осуществление публикации.
  • Формирование правил совершения операций, реализации учета, предоставление отчетности по сделкам (кроме депозитариев, банков, регистраторов, валютных ценностей).
  • Подготовка специалистов в сфере ценных бумаг (работают финансовые колледжи).
  • Аттестация специалистов для осуществления операций с акциями, контроль получения аттестатов, при необходимости применение санкций.
  • Контроль покупки больших пакетов акций, ведение реестра АО, инвестиционных институтов.

ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) долгое время была основным федеральным органом, имеющим исполнительную власть. В течение 2004-2013 годов служба реализовывала государственную политику в сфере ценных бумаг, принимала нормативные акты, контролировала деятельность всех участников рынка, обеспечивала права и защищала интересы.


Параллельно с ФСФР Центральный Банк реализовывал надзорные и контролирующие функции, был органом госрегулирования для коммерческих банков. Современная система регулирования предполагала наличие нескольких регуляторов, что вызывало сложности. В 2013 году Указ Президента под номером 645 упразднил ФСФР и все полномочия, касающиеся регулирования, контроля, надзора передал Банку России. Была создана Служба БР по финансовым рынкам.

Центральный аппарат СБР по финансовым рынкам включает 13 управлений и 1 отдел, которые занимаются: лицензированием, государственным реестром, организацией/проведением надзорных мероприятий, регулированием деятельности всех участников, корпоративными отношениями, анализом, раскрытием информации, эмиссионными ценными бумагами, мониторингом, отчетностью, стратегическим планированием, деятельностью на рынке страхования, юридическими вопросами и т.д.

Служба БР регулирует, контролирует и надзирает за некредитными финорганизациями, их работой. В сферу интересов РЦБ входят контроль, надзор за следованием эмитентами положениям действующего законодательства в сфере ценных бумаг, акционерных обществ, корпоративных отношений в АО, регистрации выпусков ценных бумаг и т.д.

Служба Банка России реализует нормативно-правовое регулирование в области финансовых рынков, в том числе вопросов работы негосударственных пенсионных фондов, разного типа инвестирования пенсионных накоплений, обязательного страхования.

Также у службы есть право контролировать соблюдение закона про противодействие использованию инсайдерской информации, методов манипулирования рынком.

Службой Банка России должны осуществляться такие функции:

  • Надзор.
  • Консультирование.
  • Регулирование в узаконенных рамках.
  • Контроль.
  • Правоустановление.

Задачи Службы Банка России:

  • Принятие участия в развитии финансового рынка РФ, инфраструктуры.
  • Работа по обеспечению стабильности рынка финансов, поиск и исключение кризисов.
  • Анализ состояния, развития, далекоидущих перспектив финансовых рынков в сфере работы некредитных финансовых организаций.
  • Создание конкурентной среды.
  • Регулирование, надзор, контроль за финансовыми организациями некредитного типа.
  • Защита прав/интересов инвесторов и акционеров, страхователей, выгодоприобретателей по страховому законодательству, пенсионному страхованию и т.д.
  • Контроль за четкостью следования требованиям законодательства РФ, устранение неправомерного его использования, исключение манипуляций и использования инсайдерской информации.


Мегарегулятор на базе ЦБ обеспечивает независимость его работы от органов власти и объектов регулирования, что дает возможность оперативно разрабатывать нормативно-правовую базу, устранять системные риски, реализовывать макропруденциальный надзор, мониторить всю систему, разрабатывать унифицированный подход к разным институтам, оптимизировать и минимизировать затраты из госбюджета на свою деятельность.

Также регулирование рынка ценных бумаг может выполняться на уровне саморегулируемых организаций либо профессиональных участников рынка. Действующее законодательство допускает передачу государством части его функций СРО (уполномоченным организациям профучастников рынка ценных бумаг).

СРО могут реализовать деятельность в формате:

  • Профессиональных союзов.
  • Разного типа ассоциаций.
  • Общественных организаций профессиональной направленности.

Функции СРО стандартные: саморегулирование работы участников, поддержание лучших профстандартов, обучение персонала, осуществление совместных научных разработок, развитие инфраструктуры рынка, коллективное предпринимательство, защита правинтересов инвесторов.

Стать членом СРО можно добровольно. Надзор за такого типа организациями осуществляет Служба Банка России в сфере финансовых рынков.


Сегодня статусом СРО в РФ обладают:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) – в нее входят дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии. В 1997 году стала первой СРО, признанной на официальном уровне, объединяла брокеров/дилеров. Членами ассоциации могут стать юридические лица, которые ведут профдеятельность на рынке, имеют лицензию. НАУФОР ведет электронную отчетность, может принимать экзамены для выдачи аттестатов квалифицированных специалистов финансового рынка. Цели и задачи объединения – развитие, улучшение системы регулирования, разработка правил и стандартов, контроль.
  • ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация) – объединяет обладающие лицензиями компании (дилеры, брокеры, депозитарная деятельности, доверительное управление).
  • НЛУ (Национальная лига управляющих) – 56 организаций-управляющих НПФ и ПИФ.
  • ПУФРУР (Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона) – 19 членов-участников рынка региона.
  • НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов) – объединяет 88 организаций.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут становиться членами не одного СРО одновременно. Более 30% участников рынка РФ входят в те или иные организации.

Регулирование рынка ценных бумаг наиболее активно осуществляется при условии использования различных систем контроля и надзора, которые реализуются как государством, так и саморегулируемыми организациями.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Правовое регулирование рынка ЦБ базируется на следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 22 апреля 1996-го г. о рынке ЦБ. Он направлен на регулирование отношений, возникающих в момент эмиссии и обращения эмиссионных ЦБ независимо от вида эмитента и особенностей создания и работы профессиональных участников рынка ЦБ;
  • Федеральный закон от 05 марта 1999-го г. касаемо защиты прав и легальных интересов инвесторов на рынке ЦБ. Данный закон обеспечивает государственную и общественную защиту прав и легальных интересов физ. и юр. лиц (объект инвестирования – эмиссионные ЦБ), а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления других форм возмещения убытка инвесторам (физ. лицам), причиненного незаконными действиями эмитентов и иных участников рынка ЦБ на рынке ЦБ.

Участие на рынке ЦБ также принимают профессионалы: брокеры, дилеры, управляющие ЦБ и денежными средствами, клиринговые организации, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли и фондовые биржи. Данными субъектами могут выступать юр. лица (коммерческие организации), а также физ. лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.

Брокер выступает в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, проводящей от имени и за счет клиента (это может быть поверенный или агент) либо от собственного имени и за счет клиента (комиссионер или агент) на основе возмездных договоров с клиентом гражданско-правовые сделки с ЦБ.

Дилер выступает коммерческой организацией, которая осуществляет от собственного имени и за собственный счет сделки купли-продажи ЦБ посредством публичного объявления цены на покупку и/или продажу конкретных ЦБ с обязательством покупки и/или продажи данных ЦБ по ценам, объявленным лицом, который осуществляет данную деятельность.

Управляющий представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую от собственного имени за вознаграждение на протяжении определенного периода деятельность по доверительному управлению ЦБ, передаваемые ей во владение иным лицом, собственностью которого они являются, в интересах этого собственника либо указанного им 3-го лица.

Под клиринговой организацией подразумевается коммерческая организация, которая осуществляет деятельность по установлению взаимных обязательств по поводу расчетов по операциям с ЦБ (сбор, сверка, корректировка информации по этим сделкам и подготовка бухгалтерской документации по ним), а также по поводу их зачета по поставкам ЦБ и расчетов по ним.

Депозитарий выступает коммерческой организацией, оказывающей услуги по хранению сертификатов ЦБ и/или учету и переходу прав на ЦБ.

Держатель реестра/регистратор является коммерческой организацией, осуществляющей работу по ведению реестра владельцев ЦБ (сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление информации, составляющей систему ведения реестра владельцев ЦБ).

Организатором торговлина рынке ЦБ выступает индивидуальный предприниматель либо коммерческая организация, которая осуществляет деятельность по организации торговли на рынке ЦБ, непосредственно способствующая заключению гражданско-правовых сделок с ЦБ между участниками рынка ЦБ.

Организатором торговли на рынке ЦБ является фондовая биржа, которая создается в форме некоммерческого партнерства либо акционерного общества. Члены фондовой биржи, образованной в форме некоммерческого партнерства, – это исключительно профессиональные участники рынка ЦБ.

Необходимо отметить, что профессиональные участники рынка ЦБ (численностью не менее 10) могут также на основании добровольного объединения выполнять собственные функции для того, чтобы обеспечить условия профессиональной работы участников рынка ЦБ, соблюдать стандарты профессиональной этики на рынке ЦБ, защищать интересы владельцев ЦБ и остальных клиентов квалифицированных участников рынка ЦБ и других целей. Такое объединение называется саморегулируемая организация. Она функционирует на принципах некоммерческой организации. Ее учредители – исключительно профессиональные участники.

В соответствии со специальной правоспособностью доход, полученный этой организацией, направляется исключительно на реализацию уставных задач и не разделяется между ее членами.

Деятельность этого участника регулирует не только указанный закон, но и постановление Федеральной комиссии по рынку ЦБ России от 01 июля 1997-го г. касаемо утверждения Положения о саморегулируемых организациях квалифицированных участников рынка ЦБ, а также Положения о лицензировании саморегулируемых организаций квалифицированных участников рынка ЦБ.

Необходимо отметить, что перечисленные «роли» квалифицированных участников рынка ЦБ совместимы, но при определенных условиях:

  • Брокер также вправе выполнять и дилерскую деятельность, однако сделки по поручению клиентов в любом случае подлежат приоритетному исполнению в сравнении с дилерскими сделками самого брокера. Брокер еще может осуществлять деятельность по управлению ЦБ и депозитарную деятельность.
  • Дилер вправе совмещать собственную деятельность с работой брокера, управляющего и депозитария.
  • Доверительное управление можно совмещать с деятельностью брокера, с деятельностью по управлению ЦБ, деятельностью депозитария.
  • Клиринговую деятельность можно выполнять одновременно с деятельностью депозитария и операциями по организации торговли на рынке ЦБ.
  • Деятельность фондовой биржи совместима с работой валютной биржи, товарной биржи (организацией биржевой торговли), клиринговой деятельностью, связанной с выполнением клиринга по операциям с ЦБ и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельностью по распространению данных, издательской деятельностью и выполнением действий по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения с перечисленными видами деятельности для их реализации создаются отдельные структурные подразделения.
  • Работа по ведению реестра не совместима ни с какой другой деятельностью.

Для указанных профессиональных участников рынка ЦБ действуют определенные требования, например, существуют обязательные требования к работе этих субъектов и ее стандартам, установлена необходимость лицензирования деятельности квалифицированных участников рынка ЦБ.

Лицензия

В соответствии с данными требованиями, вся профессиональная деятельность на рынке ЦБ проводится на основе специального разрешения, которое называется лицензией. Разрешение выдает федеральный орган исполнительной власти по рынку ЦБ либо уполномоченный им орган на основе генеральной лицензии.

Для осуществления деятельности субъектов рынка ЦБ выдается одна из 3-х разновидностей лицензий:

  • лицензия профессионального участника рынка ЦБ;
  • лицензия для ведения реестра;
  • лицензия фондовой биржи.

Для того чтобы брокер и (или) дилер мог оказывать услуги по подготовке проспекта ЦБ, он должен соответствовать установленным нормативно-правовым актам федерального органа исполнительной ветви власти по рынку ЦБ, в которых прописываются требования к величине собственного капитала и квалификационные требования к сотрудникам/работникам.

Надо отметить, что брокеры/дилеры, выступающие юр. лицами и оказывающие подобные услуги, называются еще финансовыми консультантами.

Объект отношений, которые складываются на рынке ЦБ, – это эмиссионная ЦБ. В качестве ЦБ этот объект характеризуется следующим: документ, который удостоверяет по установленной форме обязательные реквизиты имущественных и некоторых неимущественных прав, реализация либо передача коих возможна лишь при его предъявлении. Для более полного определения эмиссионной ЦБ Закон о рынке ЦБ к перечисленным признакам относит также и другие. Эта разновидность ЦБ:

  • определяет имущественные и неимущественные права, подлежащие удостоверению, уступке и безусловной реализации при соблюдении установленных законодательством формы и порядка;
  • размещается выпусками;
  • характеризуется равным объемом и сроками осуществления прав внутри 1-го выпуска независимо от времени приобретения ЦБ.

ЦБ самостоятельно обращается на рынке и выступает объектом договоров, а в результате служит источником получения регулярной либо разовой прибыли. Инвестор, приобретающий ЦБ, рассчитывает на 2 вида дохода:

  • инвестиционный (причитаются дивиденды от владения ЦБ);
  • курсовой доход (получается после перепродажи ЦБ по более высокой стоимости, чем та, за которую ее приобретали).

Раньше ЦБ существовали исключительно в осязаемой, то есть документарной форме. На сегодняшний день, помимо документарной формы, ЦБ оформляются записями на разнообразных информационных носителях и, таким способом, они перешли в безбумажную, то есть бездокументарную форму. По отношению к эмиссионным ЦБ документарная и бездокументарная формы определили следующую их суть.

Под документарной формой эмиссионных ЦБ подразумевается такая форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец определяется на основе предъявления соответствующе оформленного сертификата ЦБ либо в случае его депонирования на основе записи по счету депо.

Сертификат – это документ, который выпускается эмитентом, и в нем устанавливается совокупность прав на указанное в сертификате число ЦБ.

Под бездокументарной формой эмиссионных ЦБ понимается такая форма эмиссионных ЦБ, при которой владелец определяется на основе записи в системе ведения реестра владельцев ЦБ либо при депонирования ЦБ на основе записи по счету депо.

Под именными эмиссионными ЦБ рассматриваются такие ЦБ, информация о владельцах которых доступна эмитенту в реестре владельцев ЦБ, переход прав на которые и реализация закрепленных ими прав нуждаются в обязательной идентификации владельца.

Под эмиссионными ЦБ на предъявителя подразумевают ЦБ, переход прав на которые и реализация закрепленных ими прав не нуждается в идентификации владельца.

Форму эмиссионных ЦБ определяет эмитент. Указанные ЦБ на предъявителя существуют лишь в документарной форме.

Эмиссионными ЦБ в законодательстве определены следующие 2 вида: акция и облигация.

Акция представляет собой эмиссионную ЦБ, закрепляющую следующие права ее владельца/акционера:

  • имущественные (разрешают получать часть прибыли АО в форме дивидендов и часть имущества, остающегося после ликвидации АО);
  • неимущественные (позволяют участвовать в управлении АО).

Облигация является эмиссионной ЦБ, закрепляющей право ее держателя получить от эмитента облигации в установленный ею срок ее номинальную стоимость и зафиксированный в ней процент от данной стоимости либо другого имущественного эквивалента.

Облигацией может предусматриваться другие имущественные права ее держателя в случае, если это не противоречит законам государства.

Под эмиссией ЦБ понимается установленная законодательством последовательность действий эмитента, которые направлены на отчуждение эмиссионных ЦБ эмитентом первым владельцам через заключение гражданско-правовых сделок (размещение эмиссионных ЦБ).

Этапы эмиссии ценных бумаг

Процедуру эмиссии определяет Закон о рынке ЦБ. По этому Закону эмиссия реализуется в следующих этапах:

  1. Эмитент принимает решение о выпуске эмиссионных ЦБ, которое содержит информацию, достаточную для установления объема прав, установленных в ЦБ. Также оно должно быть зарегистрировано в органе государственной регистрации ЦБ.
  2. Осуществляется регистрация выпуска эмиссионных ЦБ. Для этого эмитент должен представить в регистрирующий орган такие документы:
    • заявление на регистрацию;
    • решение о выпуске эмиссионных ЦБ;
    • копии учредительной документации (в случае эмиссии акций при создании акционерного общества);
    • проспект эмиссии (в случае регистрации выпуска, сопровождаемой регистрацией проспекта эмиссии);
    • документация, подтверждающая разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на выпуск (когда законом РФ определена необходимость получения такого разрешения).

При регистрации выпуска эмиссионных ЦБ этому выпуску присуждают регистрационный гос. номер. Регистрирующий орган регистрирует выпуск эмиссионных ЦБ либо принимает мотивированное решение с отказом в регистрации не позже, чем через 1 месяц с момента получения документов.

Федеральный орган исполнительной ветви власти по рынку ЦБ устанавливает перечень регистрирующих органов на территории России.

  1. Специально для документарной формы выпуска предусматриваются сертификаты ЦБ. Сертификат эмиссионной ЦБ содержит в себе исключительный перечень реквизитов. В случае если информация, содержащаяся в сертификате и решении о регистрации, не совпадает, то владелец имеет право требовать реализации прав в объеме согласно сертификату.
  2. Процедура размещения эмиссионных ЦБ. Данный этап начинается лишь после осуществления регистрации выпуска ЦБ. Фактическое число размещаемых эмиссионных ЦБ иногда не совпадает с числом, указанным в проспектах о выпуске и в учредительной документации. Однако подобное несовпадение может быть лишь в сторону уменьшения. Невозможно разместить больше, чем указано в этой документации. Фактическое число размещенных ЦБ прописывается в отчете о результатах выпуска, представляемом на регистрацию. Процент неразмещенных ЦБ из количества, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия не считается состоявшейся, определяется федеральным органом исполнительной ветви власти по рынку ЦБ.

Законодателем установлен предельный срок для окончания процедуры размещения выпускаемых эмиссионных ЦБ: не более 1-го года со дня начала эмиссии, если другие сроки размещения эмиссионных ЦБ не определены в законодательстве РФ.

Новый выпуск ЦБ нельзя разместить раньше, чем через 2 недели после обеспечения для всех потенциальных владельцев возможности доступа к сведениям о выпуске, которая должна быть раскрыта согласно закону. Сведения о стоимости размещения ЦБ могут раскрываться со дня начала размещения ЦБ.

Запрещено при публичном размещении либо обращении выпуска эмиссионных ЦБ закладывать преимущество при покупке ЦБ одним потенциальным владельцем перед другими.

  1. Регистрация отчета о результатах выпуска эмиссионных ЦБ. Данный отчет должен регистрироваться в соответствующем органе в определенный срок, а именно не позже 1 месяца после завершения размещения ЦБ.

Законодателем определяется также информация, которая должна отражаться в этом отчете (статья 25 Закона о рынке ЦБ). При эмиссии и размещении ЦБ в отчете также указывается список лиц, владеющих пакетом эмиссионных ЦБ. Размер пакета устанавливается федеральным органом исполнительной ветви власти по рынку ЦБ.

Регистрирующий орган рассматривает отчет о результатах выпуска эмиссионных ЦБ в течение 2-х недель и в случае отсутствия связанных с выпуском ЦБ нарушений регистрирует его. Ответственность за полноту зарегистрированного отчета лежит на регистрирующем органе.

Кроме этого, при эмиссии проводится регистрация проспекта эмиссии в случае, если размещение эмиссионных ЦБ осуществляется среди неограниченного числа владельцев либо заблаговременно установленного круга владельцев, численность которых более 500.

При регистрации проспекта эмиссии ЦБ эмиссию дополняют следующие этапы:

  • подготовка проспекта эмиссии эмиссионных ЦБ;
  • регистрация проспекта эмиссии эмиссионных ЦБ;
  • раскрытие всех сведений, содержащихся в проспекте эмиссии;
  • раскрытие всех сведений, содержащихся в отчете о результатах выпуска.

Действия, которые нарушают установленный процесс эмиссии, называют недобросовестной эмиссией. Если регистрирующий орган обнаруживает признаки недобросовестной эмиссии, то он в течение 7 дней сообщает о данном факте в федеральный орган исполнительной ветви власти по рынку ЦБ. В результате выпуск эмиссионных ЦБ приостанавливается, признается несостоявшимся, либо в регистрации данного выпуска отказывают.

Субъекты рынка ЦБ (кроме профессиональных участников, рассматриваемых ранее) – это эмитент и саморегулирующаяся организация квалифицированных участников рынка ЦБ.

Под эмитентом подразумевается лицо, которое выпускает в обращение ЦБ и несет от собственного имени обязательства перед владельцами ЦБ по исполнению прав, закрепленных ими.

Согласно статье 2 Закона о рынке ЦБ определена возможность быть эмитентом для юр. лиц, органов исполнительной ветви власти, органов местного управления. В данном списке отсутствуют физ. лица. Даже индивидуальные предприниматели не имеют права выпускать в обращение ЦБ и нести от собственного имени обязательства перед владельцами ЦБ по выполнению прав, закрепленных ими. Одновременно следует знать, что так как этот закон в качестве эмиссионных ЦБ рассматривает акции и облигации, то физ. лица имеют выпускать другие разновидности ЦБ, например, векселя.

Однако и среди эмитентов тоже имеются ограничения на выпуск. ГК установлен прямой запрет на выпуск акций кем-либо, помимо акционерных обществ.

Федеральным законом от 29 июля 1998-го г., который посвящен особенностям эмиссии и обращению муниципальных и государственных ЦБ, установлено: решение об эмитенте ЦБ России принимает Правительство РФ. Эмитент ЦБ России является федеральным органом исполнительной ветви власти, он выступает юр. лицом, к полномочиям которого в соответствии с решением Правительства России относится составление и/или исполнение федерального бюджета. По такому же принципу определяют эмитента ЦБ субъекта России и административно-территориального образования.

Ценные бумаги и инвестиционная деятельность

Инвесторы – лица, которые вкладывают средства в развитие товарного рынка, рынка работ, услуг.

Деятельность этих субъектов связана не только с рынком ЦБ и финансовым рынком. Инвестиции имеют место во всех областях рыночной экономики, включая и товарный рынок, рассмотренный ранее. Инвестиционная деятельность (инвестирование) связана с вложениями инвестиций.

Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий по реализации инвестиций (статья 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991-го г. касаемо инвестиционной деятельности в РСФСР, статья 1 Федерального закона от 25 февраля 1999-го г. касаемо инвестиционной деятельности в России, проводимой в форме капитальных вложений).

Инвестициями выступают деньги, целевые вклады в банках, паи, акции и прочие ЦБ, технологии, автомобили, оборудование, лицензии, включая и на товарные знаки, кредиты, остальное имущество либо имущественные права, интеллектуальные ценности. Конечно, исходя из рынка, на котором действуют инвесторы, будут отличаться и инвестиции. На рынке ЦБ, финансовом рынке инвестициями являются деньги, ЦБ в документарной/бездокументарной формах. В этом плане ЦБ выступают финансовыми инструментами, при помощи которых формируется и поддерживается связь инвестора с эмитентом и осуществляется перелив этих инструментов в нуждающиеся отрасли.

Инвестирование реализуется различными способами, к примеру, через создание организаций инвесторов или приобретение долей/акций в уставных/складочных капиталах коммерческих компаний или покупка зданий, сооружений и пр.

Инвесторами могут быть:

  • органы, наделенные полномочиями управлять муниципальным и гос. имуществом либо имущественными правами;
  • граждане, организации, объединения предприятий и прочие юр. лица;
  • иностранные физ. и юр. лица, государства и международные организации.

Причем допускается объединение средств инвесторами с целью совместного инвестирования. Инвесторы могут быть вкладчиками, заказчиками, кредиторами, покупателями, а также осуществлять функции иного участника инвестиционной деятельности.

Инвестор распространяет вещные права на собственные объекты инвестирования и соответствующие обязательства. Таким образом, инвестор имеет право передать по договору собственные правомочия по инвестициям и их итоговой деятельности гражданам, юр. лицам, муниципальным и гос. органам в установленном законодательном порядке. Еще инвестор имеет право владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиций. Главные обязанности инвестора – соблюдать требования законодательства и прочих нормативно-правовых актов.

Инвестор вместе с квалифицированными участниками рынка ЦБ выступает субъектом рынка ЦБ, их деятельность также находится в рамках Закона о рынке ЦБ. Причем определяются особые гарантии прав инвесторов (граждан) на данном рынке. Имущественные/неимущественные права инвесторов закрепляются в ценной бумаге.

Виды профессиональных участников

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — организации, работающие на рынке ценных бумаг при наличии специальной лицензии. К ним относятся:

  • брокеры (ст.3 закона о РЦБ);
  • дилеры (ст.4 закона о РЦБ);
  • форекс-дилеры (ст.4.1 закона о РЦБ);
  • управляющие ценными бумагами (ст.5 закона о РЦБ);
  • инвестиционные советники (ст.6.1 закона о РЦБ);
  • депозитарии (ст.7 закона о РЦБ);
  • держатели реестра (регистраторы) (ст.8 закона о РЦБ);
  • трансфер-агенты, имеющие лицензию регистратора, депозитария или брокера (ст.8.1 закона о РЦБ);
  • репозитарии (ст.15.5 закона о РЦБ).

Классификация

Участников рынка ценных бумаг можно условно разделить на три группы: эмитенты, инвесторы и посредники (профессиональные участники).

Эмитенты – организации, которые выпускают ценные бумаги.  Это могут быть предприятия, банки, городские власти, правительство.

Эмиссия – процедура выпуска ценных бумаг. Цель эмиссии – привлечение эмитентом финансирования.

Инвесторы – те, кто покупает ценные бумаги. Инвесторы приобретают ценные бумаги не потому, что эмитенту нужны деньги, а потому, что они хотят получить определенный доход на вложенный капитал. Целью инвестирования является получение дохода по ценным бумагам.

Как видим, цели эмитентов и инвесторов различны. Однако каждый из участников на рынке ценных бумаг достигает своей цели. Эмитент получает денежные средства, а инвестор, покупая ценные бумаги, рассчитывает на получение дохода.

Помимо эмитентов и инвесторов, на рынке работают специальные организации, которые оказывают услуги компаниям, населению и другим лицам по приобретению и продаже ценных бумаг. Условно их можно назвать посредниками.

Представьте себе, что Дальневосточное морское пароходство, находящееся во Владивостоке, выпускает ценные бумаги, которые, по мнению инвестора, являются привлекательным объектом инвестирования, так как сулят большую доходность.

Инвестор живет в Москве. Что делать? Лететь во Владивосток — это слишком дорого и займет уйму времени. Отказаться от покупки этих ценных бумаг — значит не получить хорошего дохода.

Решить эту задачу помогают специальные организации, которых называют профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Брокеры

Так, профессиональными участниками являются брокерские компании.

Брокеры оказывают инвесторам услуги по покупке и продаже ценных бумаг.

В России эти компании нередко называют инвестиционными компаниями. Они предлагают инвесторам широкий спектр услуг, но прежде всего, брокерские услуги, суть которых заключается в следующем. Инвестор, желающий работать на рынке ценных бумаг, заключает с инвестиционной компанией договор на брокерское обслуживание. Компания открывает инвестору счет, куда клиент перечисляет деньги, после чего он может торговать.

Согласно закону о РЦБ брокерская деятельность – это деятельность по исполнению поручения клиента на совершение сделок с ценными бумагами на основании возмездных договоров с клиентом.

Инвестор отдает брокеру приказ купить или продать те или иные ценные бумаги. Задача-минимум, стоящая перед брокером, — четко исполнить поручение клиента.

Дилеры, форекс-дилеры и управляющие

Депозитарные и регистраторские компании, которые работают на рынке ценных бумаг, предназначены для ведения учета и хранения ценных бумаг.

Дилер – организация, которая вправе публично объявлять условия сделок с ценными бумагами и заключать такие сделки.

Форекс-дилеры – организации, заключающие сделки, ориентированные на изменение рыночных котировок валютных пар.

Лицензия управляющего дает право принимать в управление ценные бумаги, принадлежащие инвестору.

Регистраторы и депозитарии

Регистраторы – организации, которые ведут реестры владельцев ценных бумаг.

Исторически ценные бумаги выпускались в документарной форме, т. е. на бумажном носителе. Отметим, что ценные бумаги надо где-то хранить. Хранить их дома небезопасно. Например, в обращении находятся обыкновенные акции Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» MCX: GMKN рыночная стоимость каждой составляет 19 448,00 рублей (по состоянию на 03.01.2020).

Обычно инвесторы ценные бумаги хранят в специальных организациях, которые называют депозитариями. Они обеспечивают сохранность ценных бумаг. В современных условиях многие виды ценных бумаг выпускаются в бездокументарной форме, т. е. инвестору открывается счет, на котором числятся приобретенные им акции. Весь учет ведется в электронном виде. В этом случае депозитарий осуществляет учет ценных бумаг.

Депозитарии являются хранителями ценных бумаг и учитывают переход права собственности на них.

Отличие регистратора от депозитария в том, что первоначально реестр акционеров передается регистратору, а затем по счету владельца акций может быть сделана запись о передаче данных бумаг на хранение в депозитарий.

Трансфер-агенты по поручению регистратора выполняют часть функций регистратора: прием документов, предоставление информации из реестра.

Советники и репозитарии

Инвестиционные советники оказывают консультационные услуги в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

Репозитарии оказывают услуги по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров.

Зачем обновили стандарты эмиссии ценных бумаг?

Обновление потребовалось в связи с тем, что с начала 2020 года начали действовать изменения, упростившие процедуру эмиссии ценных бумаг. Эти изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2018 № 514-ФЗ. К примеру, с января этого года ушли в прошлое сертификаты, которые удостоверяли права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска. Теперь по общему правилу регистрировать выпуск акций, которые должны размещаться при учреждении АО, можно через регистратора. Кроме того, документы для регистрации выпуска (допвыпуска) эмиссионных ценных бумаг можно подать в электронной форме.

В чём суть Положения ЦБ РФ?

В целом упрощена эмиссия и введена электронная регистрация выпусков ценных бумаг. По новым правилам из эмиссионных документов исключается избыточная и дублирующая информация. Также сокращён перечень документов, требующих утверждения органами управления эмитента. Теперь допускается составление и раскрытие эмитентом проспекта ценных бумаг без регистрации, а также разрешается подписывать эмиссионные документы не только первым лицом компании-эмитента. Кроме того, компания может представить в Банк России эмиссионные документы в электронном виде и получить электронную отметку об их регистрации.

Когда можно будет не регистрировать проспект ценных бумаг?

По новым правилам эмитент сможет представить в ЦБ РФ или биржу уведомление о составлении проспекта ценных бумаг (без его регистрации), если на дату подачи уведомления будет одновременно соблюдён ряд условий, в частности:

— эмитент создан не менее трёх лет назад;

— в отношении него не введена процедура банкротства;

— ценные бумаги, в отношении которых составлен проспект, не являются акциями, ценными бумагами, конвертируемыми в акции, или облигациями субординированного облигационного займа;

— ЦБ РФ не направлял эмитенту в течение трёх последних завершённых отчётных лет предписание устранить нарушения, связанные, в частности, с порядком или сроком раскрытия информации из проспекта ценных бумаг.

Что нового для регистрирующих организаций?

Для регистраторов, бирж и центральных депозитариев теперь действует правило о сроках извещения ЦБ РФ о совершении ими регистрационных действий или получении уведомлений. Извещать нужно будет не позднее следующего рабочего дня с даты совершения соответствующих действий, поступления уведомлений.

Важно будет соблюдать и правила хранения документов, связанных с регистрацией выпусков (допвыпусков) ценных бумаг. Регистратору потребуется хранить, в частности, документы по каждому зарегистрированному им выпуску (допвыпуску) акций. Предусмотрены и другие правила хранения документов.

Что ещё изменилось в работе с эмиссионными документами?

Изменений много, отметим некоторые из них.

ЦБ РФ установил, как в зависимости от способа размещения, например, акций составлять документ, содержащий условия этой процедуры.

Для предварительного рассмотрения документов, необходимых для госрегистрации выпуска (допвыпуска) ценных бумаг, эмитенту нужно будет их подать в ЦБ РФ в одном экземпляре. Исключений из этого правила нет.

В новых стандартах не фигурирует такой документ, как анкета эмитента. По прежним стандартам её нужно представлять, в частности, для госрегистрации выпуска (допвыпуска) ценных бумаг. Для этой же процедуры больше не потребуется подавать, например, копию документа, подтверждающего госрегистрацию эмитента.

Впервые установлены правила для эмитентов, планирующих выпускать «зеленые», социальные и инфраструктурные облигации.

Общие положения об обращении ценных бумаг

Ценные бумаги являются объектами права собственности, а потому могут отчуждаться на основании сделок, в том числе:

  • договор купли-продажи,
  • договор дарения,
  • договор мены,
  • наследования,
  • обращение взыскания на заложенное имущество и тому подобное.

Возможность обращения ценных бумаг, возможность передачи их в залог определяется законодательством о соответствующем виде ценной бумаги, а для эмиссионных ценных бумаг – также условиями размещения (проспектом эмиссии и т.п.).

Специализированным учреждением, исключительной деятельностью которой является сопровождение операций с ценными бумагами, является фондовая биржа.

Совершение сделок с ценных бумаг является инвестиционной деятельностью на рынке ценных бумаг. Полученный доход от операций считается инвестиционным доходом.

Операции, не являющиеся оборотом

Не считается оборотом совершение таких сделок:

  • первичное размещение ценной бумаги (эмиссия или первоначальное вручения ценной бумаги) неэмиссионного ценной бумаги,
  • выкуп ценной бумаги эмитентом,
  • повторная продажа выкупленной ценной бумаги эмитентом,
  • погашение ценных бумаг,
  • проведение расчетов ценными бумагами (кроме договоров мены).

Торговец ценными бумагами

По общему правилу, для совершения сделок (в том числе договоров) с ценными бумагами обязательным требованием является привлечение торговца ценных бумаг. В случае нарушения этого требования, сделка является ничтожной.

Торговец ценными бумагами может участвовать в операциях как представитель одной из сторон на основании договора о предоставлении представительских услуг (посредничество торговца). Допустимой является участие торговца ценными бумагами в качестве третьей стороны по договору.

Не требуют участия торговца:

  • размещение эмитентом собственных ценных бумаг;
  • выкуп и продажа эмитентом собственных ценных бумаг;
  • проведение расчетов с использованием неэмиссионных ценных бумаг;
  • размещение казначейских обязательств;
  • внесение ценных бумаг в уставный (складочный) капитал юридических лиц;
  • наследование и правопреемство ценных бумаг;
  • совершение сделок, связанных с исполнением судебных решений;
  • совершение сделок в процессе приватизации.

При проведении таких операций торговец ценными бумагами обеспечивает финансовый мониторинг.

Акциз

Действует особый налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами, взимаемый при отчуждении отдельных категорий ценных бумаг.

Цессия

Цессия заключается в уступлены права по ценной бумаге в пользу третьего лица на основании договора уступки права требования. В данном случае к цессионария переходит не право собственности на ценную бумагу, а право требовать исполнения по этой ценной бумаге.

Права держателя ценной бумаги в этом случае подтверждаются наличием у него на руках (фактическом владении) оригинала (первого экземпляра) ценной бумаги и документов, подтверждающих уступки права требования.

Возможность цессии прав по ценной бумаге устанавливаются законодательством, регулирующим оборот соответствующего вида ценной бумаги.

Передаточное распоряжение регистратору

В случае, если право собственности на ценную бумагу оформлено Сертификатом ценной бумаги, реестр владельцев на которые ведется регистратором ценных бумаг или самим эмитентом, передача ценной бумаги осуществляется путем заключения договора и представления отчуждателем регистратору (или эмитенту) письменного распоряжения (заявления, сообщения и т.д.) , согласно которому отчуждатель сообщает о передаче ценной бумаги.

Новый владелец считается владельцем ценной бумаги с момента заключения договора и внесения соответствующей записи в реестр регистратора (эмитента).

Доказательством приобретения собственности на ценную бумагу в таком случае будет Сертификат ценной бумаги.

Электронный оборот ценных бумаг

В случае, если ценные бумаги существуют в бездокументарной форме обращения, или если произошло обездвиживание ценных бумаг, передача ценной бумаги новому владельцу происходит путем зачисления ценной бумаги со счета в ценных бумагах отчуждателя на счет в ценных бумагах приобретателя. Для проведения перевода отчуждатель подает своему хранителю распоряжение о списании ценной бумаги, а приобретатель – распоряжение о зачислении.

При электронной форме ценных бумаг доказательством права собственности на ценную бумагу является электронная запись по учету в ценных бумагах, которая ведется хранителем ценных бумаг.

Электронный оборот ценных бумаг похож на перечисление денежных средств через банковские счета.

Вручение ценной бумаги

Ценные бумаги, которые существуют в документарной форме на предъявителя могут быть отчуждены путем простого вручения. При осуществлении вручения может составляться акт приема-передачи в подтверждение такого вручения (или другой документ), однако его отсутствие формально не требуется.

Владельцем такой ценной бумаги считается лицо, которое фактически держит его у себя.

В случае потери ценной бумаги, право на который передается путем вручения его восстановление возможно в судебном порядке.

Источники
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/finansy/finansovye-rynki-i-instituty/regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag/
  • https://strategy4you.ru/finansovaya-gramotnost/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-cennyx-bumag.html
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/predprinimatelskoe-pravo/regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag/
  • https://ProFin.top/instituty/brokery/uchastniki.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/499698/
  • https://financial-helper.ru/stock_market/obrashhenie-cennykh-bumag.html

Оцените статью
Блог про финансы, инвестициям и торговле акциями
Adblock
detector